19.04.2019 «Шекспировские страсти» в Гоголевке.

ФОТО Отгремела-отыграла Всероссийская акция «Библионочь-2019» в Центральной городской библиотеке имени Н. В. Гоголя, оставив, хочется верить, в памяти ее участников приятные впечатления.
Одной из самых популярных творческих площадок Библионочи стал интернациональный спонтанный театр «ШЕКСПИРОВСКИЕ СТРАСТИ». И страсти эти, поверьте, бушевали! Постановка отрывка бессмертной трагедийной пьесы У. Шекспира «Отелло» в жанре action в новом комедийном формате имела несомненный успех.
Чтобы погрузить зрителей в атмосферу далекого времени, в котором жил Великий национальный поэт Англии и один из лучших драматургов мира, в сопровождении клавесинной музыки М. Таривердиева прозвучал необычайно чувственный сонет 141 («Мои глаза в тебя не влюблены...») на родном языке автора, а затем и в переводе С. Маршака.

ФОТО

А чуть позже, после приветствия участников акции, зрители услышали еще одно стихотворение – поэтический труд В. Христенко, нашего современника. Поэт поведал миру житейско-бытовую историю о том, как актеры театра, исполняющие роли Отелло и Дездемоны, являясь в реальной жизни супружеской парой, встретились на сцене после того, как муж (Отелло) не ночевал дома. Реакция обманутой супруги (Дездемоны) была закономерно однозначной: и Дездемона, изловчась руками, Отелло задушила под конец!
Именно эта тривиальная история по замыслу организаторов легла в основу постановки отрывка трагедийной пьесы «Отелло» спонтанного театра «Шекспировские страсти». Текст пьесы оставался прежним, а вот эмоции и интонации актеров были далеки от привычного классического исполнения. Неистовство Дездемон превзошло все ожидания, но об этом позже.
Специально подготовленные Дездемоны (некогда молодые, впечатлительные сотрудницы библиотеки, облаченные, по их мнению, в дездемонские наряды), томились в ожидании своих Отелло, согласных на скорую расправу с ними за недостойное мужское поведение.

ФОТО

Состав венецианских мавров впечатлял не меньше: четверо экзотически очаровательных темнокожих гостей из Западной Африки в любой момент были готовы сыграть с новоиспеченными Дездемонами отрывок знаменитой пьесы на русском языке; неизменный друг Гоголевки А. А. Волобуев с нетерпением ждал своего часа, органично вписываясь в импровизированное театральное пространство; участник театра миниатюр «Дездемона» (представьте себе!) С. Рогачев без колебаний был согласен «принять смерть» от рук ревнивой женщины.
В самом центре Малой гостиной разместилось супружеское ложе – роковое место, на котором и наступала зловещая развязка, апогей шекспировской драмы.
Актером театра мог стать любой участник площадки. Без актерских проб и кастинга.
Так оно и случилось. Более активными оказались представительницы слабого пола. Совсем юные, зрелые и даже пожилые Дездемоны были восхитительны в своих актерских проявлениях! Они вдохновенно лицедействовали, пробуждая живые эмоции и аплодисменты зала. Еще более вдохновенно они душили неверных Отелло, вкладывая в этот процесс всю мощь оскорбленного женского достоинства, бунтующего на протяжении многих веков и отчаянно рвущегося наружу. Превалирующее большинство новокузнецких Дездемон продемонстрировало свои актерские способности в партнерстве с гостями нашей страны – жителями далекой и жаркой Гвинеи. И это понятно: внешнее сходство молодых людей с центральным персонажем трагедии усиливало погружённость в мир героев пьесы. Древняя шекспировская история становилась более зримой, осязаемой, ощутимой.

ФОТО

Самые смелые новокузнецкие мужчины проявили свои способности в творческом альянсе с Дездемонами из зала и Дездемонами-библиотекарями, сиюминутно готовыми подыграть талантливым землякам (Ю. В. Ефремова, Е. Э. Протопопова, Т. А. Силенкова, Л. Н. Литвиненко). Извиняющиеся и испуганные гневом женщин Отелло, так очевидно противоположные своему литературному предшественнику (отважный воин, непобедимый генерал), производили неизгладимое впечатление на публику. С легкостью профессиональных актеров после финальной сцены удушения они срывали крики «Браво!» и овации отомщенных женщин. Справедливость торжествовала! Ни одна Дездемона не пострадала от рук Отелло.

ФОТО

Лучших актеров спонтанного театра «Шекспировские страсти» определяли зрители. Шесть талантливых счастливчиков стали обладателями пригласительных билетов на премьерный показ спектакля «Пантера» в постановке Московского Современного Художественного Театра.
Безусловно ярким заключительным моментом встречи стал всеобщий танец гостей площадки под песню Шакиры «Lucky». «Разогревали» публику, конечно же, гвинейцы, поразительно тонко чувствующие музыку телом. То-то было весело!
Мы выражаем признательность и благодарность всем участникам спонтанного театра «Шекспировские страсти». Все, что мы делаем, мы делаем для вас. До новых добрых встреч!

Текст : Крупенникова Жанна Павловна,
организатор площадки, гл. библиотекарь
Отдела развития ЦГБ им. Н.В. Гоголя.
Фото : Коренных Константин Владимирович